Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Кариев, Абдувахит-кари Абду-Рауф

Абдувахит-кари Абду-Рауф Кариев (вариант имени: Абдувахид Кариев) (1859 — 1937) — мулла, депутат Государственной думы II созыва от коренного населения Ташкента.

Биография

По национальности узбек. Выпускник медресе Карахана Иногам Ходжи. Был имамом мечети и мударрисом медресе Мирзы Абдуллы в старой части Ташкента. Владел домом. В политических партиях не состоял. Знал арабский и персидский языки, к 1910 году говорил на русском достаточно для того, чтобы общаться с Львом Толстым.

6 февраля 1907 года избран во Государственную думу II созыва от коренного населения Ташкента. Вошёл в Мусульманскую фракцию. Некоторые выборщики телеграфировали министру внутренних дел и подали протест в Думу с предложением необходимости аннулировать выборы на том основании, что Кариев не знает русского языка или знает его недостаточно, что вступало в противоречие со статьёй 55 Положения о выборах 5 августа 1905. Мандатной комиссией Думы Кариеву был устроен экзамен на знания русского языка и было признано, что для работы в Думе он знает его недостаточно. Мандатная комиссия Думы оспорила законность избрания Кариева депутатом, но результаты выборов аннулированы не были. Кариев аккуратно посещал все парламентские заседания и фракционные собрания. В думских комиссиях не состоял. Голосовал и поддерживал в баллотировках те группы, к которым склонялась мусульманская фракция. По его воспоминаниям он поставил перед членами мусульманской фракции вопрос о нуждах Туркестанского края, но на это получил ответ, что до возбуждения этого вопроса очередь не дошла.

Депутаты-мусульмане 2-ой Государственной Думы: первый ряд (слева направо): Б. Каратаев (Уральская обл.), М. Нурбердыханов (Закаспийская обл.), А. Кариев (от Ташкента), Т. Аллабергенов (Сырдарьинская обл.); второй ряд: М. Шахтахтинский (Эриванская губ.), М. Тукаев (Уфимская губерния)

31 января 1909 Кариев был арестован, ему инкриминировалось авторство двух текстов, начинающихся со слов «Любезный брат» и «О смиренные мусульмане», которые рассматривались как противогосударственные и были подписаны его именем. Одновременно с ним были арестованы 4 человека мулла Мухаммед-Рахим-Ходжа Нуретдин Ходжаев, мулла Мулла-Бердияр Мулла-Абдуль-Алиев и мударрисы (наставники в мечети) Ахмед-Ходжа-Ишан Абдул-Мумин Ходжаев и Аллаут-дин-Магзум Якуб-Ходжа Ишанов. Доказать авторство Кариева этих текстов следователям не удалось. Видимо, они были сочинены его конкурентами. Тем не менее на основании пункта I статьи 15 Туркестанского Положения его выслали на 5 лет в Тульскую губернию (наказы выборщиков от мусульман Ташкента, найденные на квартире Кариева во время обыска, содержали как социально-экономические, так и политические требования). Во время ссылки 24 сентября 1910 года Кариев ездил в Ясную Поляну и встречался с Л. Н. Толстым. Близким Толстому оказалось мнение Абдула-Лахима (так называли Кариева в Ясной поляне) о том, что собственность допустима, но лишь до известной границы, а именно следует признать неотъемлемой, священной собственностью человека произведения его труда. Позднее, узнав о смерти писателя, Кариев счёл необходимым участвовать в его похоронах.

В 1917—1918 — первый председатель партии «Шуро Исламия» («Исламский совет»), выступал против организаций консервативного духовенства «Улема» и «Фукахо». В 1919—1920 возглавлял Духовное управление мусульман Туркестана. Вместе с чрезвычайным уполномоченным РСФСР в Хиве и Аму-Дарьинском отделе Г. И. Бройдо в 1920 объехал 14 округов, участвуя в проведении предвыборной кампании в Курултай Хорезмской народной республики. В 1921—1922 член Верховного суда Туркестанской АССР. В 1926 представитель от Туркестана на Всемирном мусульманском конгрессе в Мекке. Там вошёл в состав «мандатной комиссии» (так в источнике). По воспоминаниям сына: «Советское правительство поручило ему не голосовать за халифа. Он выполнил это поручение».

В 1933 арестован, вскоре освобожден. В 1937 вновь арестован по обвинению в создании панисламистской организации. В основе обвинения была поездка Кариева в Мекку в 1926 (в протоколах ошибочно в 1930). Якобы, вернувшись из хаджа, Абдувахит Кари (так в источнике) начал бороться за возрождение «Шуро Исламия» и одновременно когда-то враждовавшей с ней «Улема Джамияты». Роль вдохновителя панисламистского движения в Советской Средней Азии отводилась «агенту английской разведки <…> Хазрету Ибни Соуде», главному организатору конгресса в Мекке (очевидно имеется в виду Абдул-Азиз ибн Сауд («хазрет» в переводе «святейший»), так как именно он был инициатором проведения Всемусульманского конгресса в Мекке в 1926 году. Основателя династии Саудитов в то время как раз очень ценили в СССР за выраженную антианглийскую позицию).

Абдувахид Кариев скончался в ташкентской тюрьме через 3-4 месяца после ареста.

Семья

Две жены и 8 детей к 1910 году. В 1917 году средний сын был отдан в Николаевскую гимназию, после чего старшие и младшие сыновья окончили советскую среднюю школу.

  • Брат — Олим-кози, судья города Ташкента, дед физика С. А. Азимова.
  • Племянник — Акмаль Икрамов (1898—1938), секретарь ЦК Компартии Туркестана (1921—1923), 1-й секретарь ЦК КП(б) Узбекистана, отец писателя Камиля Икрамова.