Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




19.02.2022


17.02.2022


16.02.2022


10.02.2022


31.01.2022





Яндекс.Метрика





Кооперативы в СССР

07.02.2022

Кооперативное движение в СССР прошло несколько стадий развития.

История

НЭП

После Октябрьской революции 1917 года существование кооперации в СССР определяло её взаимодействие не с частным капиталом (как в других странах), а с монопольным государственным сектором экономики. После деградации в экономическом секторе, по окончании политики военного коммунизма, решением съезда РКП(б) 14 марта 1921 г. была создана и утверждена система Новой экономической политики (НЭП). Именно кооперативы создавали тогда основную массу потребительских товаров.

Однако развивать серьёзную производственную деятельность артелям не давали — государство полностью контролировало распределение сырья, даже для кузнечно-металлургического производства хозяйственных «мелочей» — гвоздей, замков, кос, борон и т. п. Для этого на средства пайщиков строились плавильные печи-вагранки, при крупных артелях работали высококвалифицированные инженеры. Конечно же, максимальную прибыль давали предприятия, не требующие капиталовложений. В конце 1920-х коммерческая посредническая деятельность кооперации окончательно превратилась в деятельность по сбору сырья от крестьян и доставке его госпромышленности в соответствии с заранее установленными планами и ценами. Система комиссионных доплат пайщикам была заменена премиальными выплатами сдатчикам продукции.

В общеобразовательных школах создавались ученические кооперативы.

На внешнем рынке кооперация действовала также по заданиям государства.

От коллективизации до перестройки

В период коллективизации сельского хозяйства в СССР колхозы изображались как вершина развития кооперации, к которой эволюционируют все другие, «пpoстейшиe», виды кооперативов. Старая сельхозкооперация была ликвидирована. Со­хра­нив­шие­ся по­тре­би­тель­ская и про­мы­сло­вая кооперация ут­ра­ти­ли кооператив­ный ха­рак­тер. Пережившая в 1920—1930-е годы период фактического огосударствления кооперация в годы Великой Отечественной войны превратилась, с одной стороны, в распределительный аппарат государства, с другой — в частный сектор, где под прикрытием кооперативной вывески действовал частник. Распределяя получаемые от государства товары, потребительская и промысловая кооперация не обеспечивали расширение ассортимента и улучшение качества собственной продукции. Планы по производству и прибыли хронически не выполнялись, росли потери и дебиторская задолженность, хищения, по оценке Министерства государственного контроля, приняли угрожающие масштабы. Динамика выявленных в кооперативной сфере растрат и хищений показывала устойчивый рост: в 1940 году — 222,4 млн руб., в 1946 году — 431,3 млн руб. Партийно-правительственные постановления по кооперации многие десятилетия были посвящены в основном борьбе с хищениями и растратами.

Потребительская кооперация

Потребительская кооперация по государственным заданиям заготавливала у крестьян мясо, масло, яйца и другие продукты и сдавала их объединениям Наркомснаба, чтобы затем Наркомснаб вернул эту продукцию потребительской кооперации для продажи населению. С 1935 года потребительская кооперация утратила значение основной торгующей системы в стране и стала обслуживать только сельское население, в городской торговле монополистом стал Народный комиссариат внутренней торговли СССР.

Промысловая кооперация

Промысловая кооперация продолжала существовать в СССР до конца 1950-х годов и в некоторой мере компенсировала постоянный дефицит товаров народного потребления. К концу 1950-х годов в её системе насчитывалось свыше 114 тысяч мастерских и других промышленных предприятий, где работали 1,8 миллиона человек. Они производили 5,9 % валовой продукции промышленности, например, до 40 % всей мебели, до 70 % всей металлической посуды, более трети верхнего трикотажа, почти все детские игрушки. В систему промысловой кооперации входило 100 конструкторских бюро, 22 экспериментальные лаборатории и два научно-исследовательских института.

14 апреля 1956 года появилось постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О реорганизации промысловой кооперации», в соответствии с которым к середине 1960 года промысловую кооперацию полностью ликвидировали, а её предприятия передали в ведение государственных органов. При этом паевые взносы подлежали возврату в 1956 году согласно уставам артелей. Вместо выборного управляющего управлять предприятиями стали назначенные директора — представители партхозноменклатуры.

Таким образом, в советское время остались только системы производственной кооперации, потребительской кооперации, жилищно-строительная кооперация, артельные народные промыслы, а также старательские артели по добыче золота.

Перестройка

В конце 1980-х годов производственные кооперативы стали основной организационно-правовой формой легализованной предпринимательской деятельности в СССР. Крайне усилившийся в этот период дефицит товаров и продуктов, вызванный, прежде всего, резким ростом номинальных доходов и накоплений населения и спадом производства, вызвал принятие 19 ноября 1986 года Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» - то есть, деятельности, основанной "исключительно на личном труде граждан и их семей" (закон вступил в силу 1 мая 1987 года), разрешивший гражданам и членам их семей параллельные заработки в свободное от основной работы время (частный извоз, репетиторство и пр.): "разрешается заниматься совершеннолетним гражданам, участвующим в общественном производстве, в свободное от основной работы время, домашним хозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся ... такой деятельностью могут заниматься также и другие граждане, не занятые в общественном производстве" (пунктуация источника), а 5 февраля 1987 года Советом Министров СССР — постановлений № 160 «О создании кооперативов общественного питания», № 161 «О создании кооперативов по бытовому обслуживанию населения» и № 162 «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления» (все три впоследствии были отменены постановлением Совета Министров СССР от 30.12.1988 N 1485). Согласно данным постановлениям, использование наёмного труда в кооперативах не допускалось (равно как не допускалось ранее в рамках индивидуальной трудовой деятельности: "Не допускается индивидуальная трудовая деятельность с привлечением наемного труда, с целью извлечения нетрудовых доходов или в ущерб другим общественным интересам"). Вместе с тем, допускалось привлечение наемного труда по квази-трудовым договорам, получившим наименование "трудовых соглашений", являвшихся предтечей договоров гражданско-правового характера: "20. Все работы в кооперативе выполняются его членами, а также работниками, принятыми в установленных случаях на работу в кооператив по трудовому соглашению".

Несмотря на легализацию частного сектора, коммунистическая власть во многом продолжала воспринимать кооператоров как классовых врагов. 14 марта 1988 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о прогрессивном налогообложении кооператоров, посредством которого планировалось, по словам министра финансов СССР Б. И. Гостева, «изъятие определённых сверхдоходов» у советских кооператоров, под сверхдоходами министр подразумевал сумму, превышающую «две с половиной средние зарплаты».

Но следует отметить, что уже довольно быстро (29 июля 1988 года) ставки налогообложения вернулись к прежним размерам: «обложение налогами их доходов, начиная с доходов, полученных ими в июле 1988 года, производить по ставкам, установленным для налогообложения доходов рабочих и служащих».

26 мая 1988 года был принят Закон СССР «О кооперации в СССР» (вступил в действие с 1 июля 1988 года), разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе и торговлей. Данный закон стал важной вехой на пути становления предпринимательской деятельности, так как в соответствии с ним кооперативы получали право использовать наёмный труд. В настоящее время 26 мая — день принятия закона — отмечается как День российского предпринимательства.

Законом о кооперации предусматривались два типа кооперативов: производственные и потребительские (часть 2 статьи Закона). Обычно, говоря о кооперативах, подразумевают именно производственные кооперативы, потому что именно в их сферу деятельности входило "производство товаров, продукции, работ, а также предоставление платных услуг предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам". Законом предусматривалась организация кооператива "как на самостоятельных началах, так и при государственных, кооперативных и иных предприятиях, организациях и учреждениях" (статья 11). Порядок регистрации кооператива был разрешительным (а не уведомительным) - часть 3 статьи 11 Закона о кооперации. Принципиально новым была хозяйственная самостоятельность производственного кооператива в вопросах ценообразования: "кооператив реализует продукцию и товары собственного производства, выполняет работы и предоставляет услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым кооперативом по договоренности с потребителями или самостоятельно" (часть 2 статьи 19 Закона), а также самостоятельность в вопросе регулирования фонда оплаты труда и тарифно-окладной сетки: "кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда членов кооператива и других работников. Оплата труда в кооперативе может производиться как деньгами, так и натурой ... Кооператив может привлекать для работы по трудовому договору граждан, не являющихся членами кооператива, с оплатой их труда по соглашению сторон." (часть 2 статьи 25 Закона).

У кооперативов были беспрецедентно льготные (для советской действительности) условия работы с наличными денежными средствами: "Кооперативы самостоятельно устанавливают лимит остатка наличных денег в своей кассе и нормы расходования денег из выручки. Наличные деньги из выручки расходуют на выплату заработка своим работникам и на другие цели для выполнения работ, предусмотренных их уставами". Закон о кооперации позволят расходовать наличные денежные средства из выручки кооператива минуя обязательную промежуточную сдачу наличных в банк: "Кооператив по согласованию с учреждением банка с учетом специфики деятельности определяет предельный размер наличных денежных средств, постоянно находящихся в его кассе ... . Средства, предназначенные на оплату труда ... , на приобретение товаров ... у населения, а также командировочные расходы указанным лимитом не регулируются" (часть 2 статьи 23 Закона о кооперации).

7 марта 1988 г. было принято Постановление Совета Министров СССР № 307 «О создании кооперативов по разработке программных средств вычислительной техники, а также по оказанию информационно-вычислительных и посреднических услуг в области информатики»

Изначально предполагалось, что кооперативы ограничатся созданием мастерских, кафе и т.п. Но многие кооператоры установили взаимовыгодные связи с директорами госпредприятий. В итоге это привело, при сохранении государственных цен, административно установленных практически на все товары намного ниже равновесного уровня, через разнообразные механизмы допускающие «обналичку» средств со счетов предприятий, к ещё большему усилению дефицита и появления широкого слоя «кооператоров», чьи доходы в принципе не регулировались никакими нормами. Например, на пленуме Омского обкома КПСС сообщалось: Кооператив "Омега" при объединении "Кружевница" скупает в государственной торговле готовые трикотажные изделия и переделывает их на шапочки, которые реализует на рынках города по спекулятивным ценам.

Объёмы производства товаров народного потребления были гораздо ниже огромной денежной массы, поскольку исходили из достаточно условных расчётных сроков и объёмов потребления. Покупатели мгновенно расхватывали товар на прилавках магазинов. Создалась ситуация «пустых полок и полных холодильников и забитых квартир». Любой более-менее качественный товар, попадавший на полки магазинов, продавался в считанные часы. Значительная масса непродовольственных товаров фактически перестала попадать в официальную торговлю и реализовывалась работниками торговли по знакомым или через «фарцовщиков». Эта проблема усугубилась с разрешением частной торговли, которой фактически занимались кооперативы.

Началась неразбериха с союзными поставками, некоторые республики, в частности Украина, прекратили отгрузку мяса, молока Москве, Ленинграду, военному ведомству. В самой столице картина была вообще удручающей. Сотни тысяч жителей почти со всей центральной России ежедневно прибывали поездами в Москву и прямо-таки штурмовали продовольственные магазины. Хватали всё, что было на прилавках, нагруженные хозяйственными сумками, с тяжёлыми рюкзаками за спиной тянулись на вокзалы.

«По версии нашего эксперта, директора Института криминологии корпорации „Экспериментальный творческий центр“ Владимира Овчинского, — писала тогда же „Комсомольская правда“, — „отмыв“ теневых капиталов происходил не без поддержки „сверху“. Настораживает, что сразу после принятия Закона о кооперации… тогдашний министр внутренних дел Власов издаёт „Указание номер 10“: работникам милиции запрещается не только проверять „сигналы“ и документы по кооперации, но даже заходить в помещения кооперативов. А через несколько месяцев — когда деньги, вероятно, уже были легализованы — министр выпускает другой приказ, который уже обязывал вести оперативную работу, „копать“, реагировать»

Довольно быстро появились контрольно-ревизионные структуры для надзора за деятельностью кооперативов по линии Министерства финансов СССР: «существенно усилить контроль за финансово - хозяйственной деятельностью кооперативов ... ввести в министерствах финансов автономных республик, в краевых, областных, окружных и городских (городов с районным делением) финансовых управлениях (отделах) должности главных налоговых ревизоров - инспекторов, старших налоговых ревизоров - инспекторов и налоговых ревизоров – инспекторов»

«Если в 1986 году право непосредственной экспортно-импортной деятельности было в порядке эксперимента предоставленного ограниченному кругу предприятий и организаций, — отмечалось на страницах „Известий ЦК КПСС“, — то с 1 апреля 1989 г. практически все советские государственные и кооперативные предприятия, другие организации получили право непосредственно экспортировать собственную продукцию и закупать на заработанные средства товары для развития производства и удовлетворения потребностей своих трудовых коллективов».

Таким образом, уже в 1986—1987 гг. начинается перевод советских денег (в том числе, а может быть прежде всего, казенных и партийных) за границу. Там они были конвертированы в доллары, фунты, марки и т. д., что позволило избежать их обесценивания под влиянием «шоковой терапии», а затем, после 1991 года, вернуть в Россию и другие бывшие советские республики.

Кооперативы обладали значительной самостоятельностью в плане установки цен на реализуемую продукцию (товары, работы, услуги): "не регулировались цены, в том числе, розничные, и в кооперативном секторе, на "колхозных рынках". Именно тогда в стране появился огромный псевдокооперативный рынок: практически при любом большом заводе создавался "кооператив" из 3-5 человек [количество членов кооператива должно было быть минимум три человека - статья 11 закона о кооперации ], включая, как правило, родственников и друзей директора, и через этих "кооператоров" шла торговля очень большой частью продукции, выпускаемой на предприятии. Цены на такой "кооперативный товар" государством не регулировались".

На фоне скандала вокруг кооператива "Техника" Артема Тарасова, в закон "О кооперации в СССР" двумя законами были внесены два крупных изменения: Законом СССР от 16 октября 1989 г. N 603-I "О внесении изменений и дополнений в Закон СССР "О кооперации в СССР" и Законом СССР от 06.06.1990 N 1540-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон СССР "О кооперации в СССР" . Первым законом была установлена (помимо прочего) возможность установления предельных расценок на выпускаемые кооперативом товары/работы/услуги . Вторым, гораздо более подробным законом, был предусмотрен целый ряд ограничений для деятельности кооперативов: начиная от введения лицензий на определенные виды деятельности, заканчивая регламентацией внешнеторговой (экспортной) деятельности кооперативов .

В начале 1990-х годов на смену кооперативам начали приходить частные предприятия западного типа — открытые и закрытые акционерные общества, а также товарищества с ограниченной ответственностью. Ключевым отличием кооператива от тех типов коммерческих организаций, которые стали создаваться впоследствии, служило то, что члены кооператива (т. е. по сути - учредители кооператива) в обязательном порядке должны были выполнять в кооперативе какую-либо трудовую функцию (в отличие, например, от обществ с ограниченной ответственностью, учредители которых вовсе не обязательно должны быть работниками такого общества).

В произведениях культуры и искусства

  • 1929 — «Соперницы» — о кооперативном движении во времена НЭПа в удмуртской деревне.
  • 1989 — «Частный детектив, или операция „Кооперация“» — художественный фильм.
  • 1993 — «Про бизнесмена Фому» — художественный фильм.