Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Fouga СМ.170 Magister

СМ-170 Fouga Magister — двухместный реактивный учебно-боевой самолёт, спроектированный во Франции, основным назначением которого являлась лётная подготовка пилотов ВВС. Самолёт способен развить скорость до 715 км/ч, его потолок (предельная высота полёта) — 12 км, а практическая дальность полёта — до 1400 км.

Стал вторым в мире специально построенным реактивным учебным самолётом - первым самолётом был Fokker S.14 Machtrainer, принятый на вооружение годом ранее. Тем не менее, СМ.170 был удачнее Machtrainer - всего было построено более тысячи СМ.170 и только 21 Machtrainer.

Из-за многочисленных промышленных слияний самолёт известен под рядом различных имён: "Fouga CM.170 Magister", "Potez (Fouga) CM.170 Magister", "Sud Aviation(Fouga) CM.170 Magister" и "Aérospatiale (Fouga) CM.170 Magister" - в зависимости от времени и места производства.

В 1948 году фирма «Fouga» (Air-Fuga, сейчас подразделение Aérospatiale) разработала для ВВС Франции реактивный самолёт для начального обучения пилотов. Этот самолёт, получивший обозначение CM.130, должен был заменить поршневые самолёты Morane-Saulnier MS.475. Однако специалисты ВВС пришли к выводу, что мощность развиваемая двумя реактивными двигателями Turbomeca Palas недостаточна для новой машины. В 1949 году создатели самолёта - Роберт Кастелло и Пьер Мубуссен увеличивают размеры машины и ставят на неё более мощные двигатели Turbomeca Marbore. Характерное V-образное хвостовое оперение нового CM.170 Magister было заимствовано у планера CM.8 (Castel-Mauboussin 8), который использовался в Fouga для проведения экспериментов с реактивными двигателями.

В декабре 1950 года ВВС Франции заказывает три опытных образца - первый полёт состоялся 23 июля 1952 года. В июне 1953 года поступил заказ на выпуск опытной серии из 10 машин. Эти десять предсерийных образцов были построены в 1953—1954, по результатам опытной эксплуатации в конструкцию внесли незначительные усовершенствования. 13 января 1954 года к ним добавился заказ на ещё 95 самолётов. Для выполнения заказа Fouga строит возле аэропорта Тулузы новый сборочный завод. Первый самолёт был поставлен ВВС Франции и принят на вооружение в феврале 1956 года.

Для отработки действий с авианосцев военно-морская авиация ВМС Франции приняла на вооружение вариант CM.170 - CM.175 Zéphyr. Появлению CM.175 предшествовало два опытных самолёта, созданных для проверки концепции. Их первые полёты состоялись в 1956- 1957 годах.

Самолёт поставлялся на экспорт и производился по лицензии, в частности в Германии и Израиле. Используется в ВВС следующих стран: Франция, Израиль, ФРГ, Финляндия.

С 1960 года началось производство улучшенной версии - СМ.170-2 «Super Magister» (первоначально имевший обозначение CM.173). На эту версию устанавливались более мощные двигатели Turbomeca Marboré IV.

Дальнейшее развитие самолёта прекратилось после того, как Dassault/Dornier Alpha Jet стал новый учебным самолётом ВВС Франции. В 1962 году производство Magister было прекращено во Франции. Тем не менее до 1967 года самолёт производился в Финляндии.

После снятия с вооружения некоторое количество самолётов были куплены частными пилотами из США. Для эксплуатации этих самолётов в США требуется сертификат летной годности экспериментальной категории.

Конструкция

Учебно-тренировочный самолет CV.170 Magister - цельнометаллической моноплан со среднерасположенным крылом большого удлинения, V-образным оперением и тандемным расположением экипажа.

Фюзеляж - типа полумонокок. Кабины экипажа были герметичны. Обе кабины самолета оснащались большими индивидуальными фонарями, которые можно было отстрелить при возникновении аварийной ситуации. Экипаж два человека, курсант и инструктор, располагались тандемно, друг за другом. Для улучшения обзора инструктору в кабине был установлен перископ. В кабине имелась система кондиционирования воздуха и индивидуальная подача кислорода. Кресла экипажа не были катапультируемыми.

Крыло - трехлонжеронное бесстрингерное, стреловидность по передней кромке 13 градусов.

Механизация крыла - элероны и однощелевые закрылки. Элероны с внутренней аэродинамической и весовой компенсацией снабжены триммерами с электрическим управлением. Закрылки при отклонении на 40 градусов используются как воздушные тормоза.

Хвостовое оперение - V-образное с углом развала 110 градусов.

Силовая установка - два турбореактивных двигателя Turbomeca Marbore IIA, мощностью 400 кгс каждый. Двигатели располагались по бокам фюзеляжа. Также по бокам располагались полукруглые воздухозаборники. Топливо было расположено в двух баках в фюзеляже емкостью 730 литров, а также в баках на концах крыла емкостью по 125 литров. Также в самолете имелся специальный бак, который обеспечивал питание силовой установки в перевернутом положении полета на протяжении 30 секунд.

Комплект оборудования был стандартным для учебно-тренировочного самолета. В варианте легкого тактического самолета, кроме вооружения, на самолете устанавливали УКВ радиосвязь, радионавигационную систему ТАКАН и систему опознавания "свой-чужой". Для прицеливания и бомбометания используется оптический прицел в передней кабине.

Вооружение - в роли тактического штурмовика самолет оснащался двумя пулеметами калибра 7,5 мм или 7,62 мм с боезапасом по 200 патронов на ствол, которые располагались в носовой части фюзеляжа. Самолет имел два подкрыльевых узла подвески, на которые подвешивались четыре неуправляемые авиационные ракеты (120 мм), две свободнопадающий бомбы массой 50 кг, два блока неуправляемых авиационных ракет (7х68 мм или 18х37 мм) или две управляемые ракеты "воздух-поверхность".

Варианты и модификации

  • CM.170 Magister — первоначальный вариант, всего произведено три прототипа и десять предсерийных машин.
  • CM.170M Esquif — вариант 1956 года, две машины для ВМС Франции
  • CM.170-1 Magister — первая серийная модель, которая производилась во Франции, Германии, Финляндии и Израиле. Всего произведено 761 машин. Оснащена двигателями Turbomeca Marboré II.
  • CM.170-2 «Super Magister» — модификация 1964 года с более мощными турбореактивными двигателями Turbomeca Marboré VI, всего изготовлено 137 машин.
  • CM.175 Zéphyr — вариант 1959 года для ВМС Франции. Самолёт мог садиться на авианосцы. Всего изготовлено 30 машин.
  • AMIT Fouga (IAI Tzukit) — модель «Цукит» («Дрозд»), разработанная в начале 1980-х годов израильской компанией IAI. Представляет собой модификацию CM.170-2 с двигателями Turbomeca Marboré VI, новой кабиной с катапультными сидениями, а также усовершенствованным электрическим и радиоэлектронным оборудованием и улучшенной системой кондиционирования. Также была усилена конструкция планера, что позволило увеличить срок службы самолета на 5000 часов. Первые машины поставлены в ВВС Израиля в начале 1982 года. Всего в ВВС Израиля поступило 52 учебных самолёта «Цукит». В июне 2010 года они были сняты с использования.

Тактико-технические характеристики CM.170-1 (CM.170-2)

  • Год ввода на вооружение — 1956 (1964)
  • Размах крыла — 11,40 м — с баками на концах крыльев — 12,15
  • Длина самолёта — 10,06 м
  • Высота самолёта — 2,80 м
  • Площадь крыла — 17,30 м²
  • Масса, кг — пустого самолёта — 2150
  • Нормальная взлетная без баков — 2850
  • Нормальная взлетная с баками — 3100
  • Максимальная взлетная — 3200
  • Топливо, л — внутреннее топливо — 730
  • Во внешних баках — 2 х 250 или 2 х 460
  • Тип двигателя — 2 Turbomeca Marbore IIA (VI)
  • Тяга нефорсированная — 2 х 400 кгс (2 х 480 кгс)
  • Максимальная скорость, км/ч — на высоте 7000 м — 715 (725)
  • На уровне моря — 650 (700)
  • Практическая дальность — 1200 (1400) км
  • Боевой радиус действия — 925 (910) км
  • Макс. скороподъёмность — 1020 (1200) м/мин
  • Практический потолок — 11000 (12000) м
  • Экипаж — 2 чел

Боевое применение

Израиль

Израильская фирма IAI с 1960 года производила по лицензии две модификации самолёта — Improved Fouga и AMIT Fouga. Двигатели к ним производились по лицензии фирмой «Бет-Шемеш энджинс». Самолёты Fouga использовались Израилем в качестве учебно-тренировочных, а во время Шестидневной войны в июне 1967 года — в качестве самолётов тактической поддержки сухопутных войск в составе 147-й эскадрильи. Три израильских «Фуги» было сбито египетской ПВО, два иорданской и одна сирийской. Согласно американскому исследователю Роберту Джексону израильские пилоты на «Фугах» уничтожили 50 иорданских танков «Центурион».

Марокко

Марокканские «Фуги» применялись для борьбы с повстанцами Полисарио в ходе войны в Западной Сахаре. 17 декабря 1976 бойцы Полисарио сбили свой первый «Магистр», пилота взяли в плен. В марте 1977 была сбита ещё одна «Фуга».