Капоэйра Режионал (порт. Capoeira Regional) — направление капоэйры, которое создал в первой половине XX века бразильский местре Бимба. Также в различных источниках могут встречаться варианты написания «хежионал», «режьонал».
История
Изначальное название направления «Лута Режьонал Баиана» (порт. Luta Regional Baiana) — «Местная баианская борьба». В нём местре Бимба соединил элементы уличной капоэйры и другого бразильского танца-единоборства — батуке. Стиль характерен редукцией множества движений, тактик и ритуальных аспектов из прародителя — Капоэйра Ангола и добавления авторских методик и движений (восемь последовательностей Бимбы, синтура деспризада, и др.), призванных обогатить арсенал игрока, который, по мнению Бимбы, в традиционной капоэйре был крайне скуден.
Капоэйра Режионал — первое из направлений капоэйры, легализованное в Бразилии на официальном уровне.
Описание
Направление отличается проработанной методологией преподавания и быстрой подготовкой вполне функциональных игроков. Капоэйра Режионал является прародительницей или неотъемлемой частью большинства направлений современной капоэйры (см. Капоэйра Контемпоранеа), однако в чистом виде на сегодняшний день практически нигде не преподаётся, за редким исключением.
Характерными особенностями стиля являются:
- особое взаимоотношение между старшими (более опытными) капоэйристами и младшими;
- особая оценка уровня мастера не по его действиям и технике, а по уровню его учеников;
- специфический психологический подход во взаимоотношениях с окружающим миром для человека, достойного оценивать себя в той или иной ситуации, как «режионал» или «не режионал»;
- особая методика ведения занятия, постановки задач, целей и акцентов на занятиях;
- начальная база — порт. Seqüências de Ensino de Mestre Bimba (8 секвенсов-уроков-последовательностей), практикуемых на каждом занятии, независимо от уровня мастерства;
- базовые уроки, гармонично продолжающие упомянутые 8 секвенсов, с общим названием порт. Cintura desprezada;
- вступительный экзамен (порт. exame de admissão);
- специализированный курс (порт. curso de especialização);
- выпуск (порт. formatura);
- наличие ритуала т. н. «крещения» при переходе на определённый уровень владения мастерством (порт. batizado);
- в музыкальном плане Режионал отличается особым набором toques (ритмов и мелодий беримбау), формирующих основополагающие принципы обучения в роде Режионал:
Свод правил и действий, принятых в Режионале де Бимба
- один беримбау и две пандейры (порт. charanga);
- играть близко (на расстоянии вытянутой руки);
- не делать акробатики и прыжковых ударов — Режионал состоит из базовых ударов (порт. golpes básicos), травмирующих ударов (порт. golpes traumatizados) и ударов, наносимых посредством изворотливости из любого неуравновешенного положения любой частью тела (порт. golpes equilibrantes);
- не касаться головой или ягодицами пола (земли);
- не делать шамад;
- вход в игру через ау по парам;
- всегда делать жингу (не останавливаться и не блокировать игру);
- всегда уклоняться от удара, не блокировать его (не прерывать игру);
- не бороться (не останавливать игру);
- движения атаки и защиты должны быть слитными, иметь цель и смысл, но не заряд (игра — не драка).
9 правил местре Бимбы
Капоэйра Режионал в современном мире
В XXI веке проблематикой сохранения культурного наследия, оставленного Мастером Бимбой — Капоэйры Режионал и развитием этого стиля капоэйры занимаются такие организации, как «Бразильская Ассоциация капоэйры Режионал — Мастер Бимба» порт. Fundação da ABCR, Associação Brasileira de capoeira regional - mestre Bimba, Школа капоэйры «Дети Бимбы» порт. Filhos de Bimba Escola de capoeira и Фонд Мастера Бимбы порт. Fundação mestre Bimba.
Местре Бимба основал Ассоциацию Капоэйры Местре Бимбы, потом мастером в ней стал Местре Вермелью 27 (порт. Vermelho 27) — Associacao de Capoeira Mestre Bimba. Ассоциация находится по тому же адресу на Пелоринью, мастером в ней является местре Бамба.