Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




19.02.2022


17.02.2022


16.02.2022


10.02.2022


31.01.2022





Яндекс.Метрика





Котович, Татьяна Викторовна

25.02.2022

Татьяна Викторовна Котович (белор. Таццяна Віктараўна Катовіч; р. 26 марта 1954, Витебск) — советский и белорусский искусствовед, театральный критик. Доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры германской филологии Витебского государственного университета имени П. М. Машерова.

Биография

В 1976 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета.

С 1977 года — корреспондент-организатор Витебского районного радио. С 1982 года — редактор Витебского областного радио. С 1988 года — редактор Витебского областного телевидения. С сентября 1997 года — руководитель информационно-аналитической части театра имени Я. Коласа.

С 2001 года работала на кафедре всеобщей истории и мировой культуры Витебского государственного университета имени П. М. Машерова; в 2001—2008 годах — доцент. В 2007 году защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения на тему «Художественные средства организации хронотопа театрального произведения». В 2010 году присвоено учёное звание профессор. В настоящее время — профессор кафедры германской филологии.

Преподаёт дисциплины культурологического и искусствоведческого направлений («Теория и история культуры», «Всеобщая история искусств», «История мировой культуры», «История мировых цивилизаций»), руководит исследовательской практикой студентов; научный руководитель дипломных работ и магистерских диссертаций. Подготовила шесть победителей Республиканского конкурса научных работ студентов вузов Беларуси.

Член диссертационных советов Белорусского государственного университета культуры и искусства, а также Центра по исследованию белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Белоруссии.

Основатель и бессменный главный редактор альманаха «Малевич. Классический авангард. Витебск» (с 1996).

Член экспертных международного фестиваля современной хореографии IFMC, экспертных советов международных театральных фестивалей (Беларусь, Россия, Молдова).

С 1973 года занималась театральной критикой. В 1994 году начала реализовывать проекты, связанные с русским авангардом.

Автор более 500 научных и творческих публикаций, в том числе 34 монографий. Автор первой «Энциклопедии русского авангарда» (Минск, 2003). Рецензии на спектакли публиковались в газетах «Витебский курьер», «Известия» и в журнале «Мастацтва Беларусі».

Автор идеи и постановщик спектаклей «Супрематический балет» (хореография А. Маховой) 2003 года и «Победа над Солнцем» 2006 года.

Лауреат первой премии в ежегодном республиканском конкурсе театральных критиков по разделу рецензии. Лауреат премии Союза Театральных деятелей Белоруссии по итогам 1992 года среди театральных критиков.

Научная деятельность

Сфера научных интересов: театральное искусство Беларуси, теория театра, история изобразительного искусства, Витебская художественная школа, творчество Казимира Малевича и русский авангард.

Библиография

Книги
  • Игра с координатами смыслов: пространственно-временной континуум театра / Т. В. Котович. — Витебск-Минск: ВГМУ, 1999. — 95 с.
  • Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. — Мн.: Экономпресс, 2003. — 416 с. — 3000 экз. — ISBN 985-6479-30-4.
  • Пространственно-временной континуум театра: монография. / Т. В. Котович. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2005. — 180 с.
  • Режиссура ритуала: монография / Т. В. Котович. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. — 223 с. : ил.
  • Театральная культура Витебщины XX века: монография / Т. В. Котович. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. — 180 с.
  • Структура спектакля: Воля к постмодернизму : монография / Т. В. Котович. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2010. — 147 с.
  • Цвет — Театр — Хронотоп: монография / А. А. Малей, Т. В. Котович. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2010. — 98 с.
  • Сценография. Витебск: монография / Т. В. Котович. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2011. — 112 с.
  • Хронотоп театрального произведения. — Витебск, 2011. — 178 с.
  • Белорусский театр «Лялька» — Витебск, 2012. — 110 с.
  • Скульптура. Объекты. Витебск. — Витебск, 2013. — 156 с.
  • Государственный молодёжный театр «С улицы Роз». — Витебск, 2014. — 122 с.
  • Новый Художественный театр. — Витебск, 2014. — 100 с.
  • Мембраны Петли времени. — Витебск, 2017. — 189 с.
  • серия SACRUM : Сакральный центр Витебска : Стенопись. — Витебск, 2017. — 57 с.
  • серия SACRUM : Особняк Вишняка = Школа Шагала. — Витебск, 2017 — 52 с.
  • серия SACRUM : Воскресенская церковь. Воскресенская улица. — Витебск, 2017. — 68 с.
  • серия SACRUM : Политические мистерии : октябрь 1918 — декабрь 2019 (в соавторстве с С. Н. Мясоедовой). — Витебск , 2018. — 100 с.
  • серия SACRUM : Сакральный центр Витебска : Эскизы. — Витебск, 2018 — 47 с.
  • серия SACRUM : Витебский набат. 1623. — Витебск, 2018. — 44 с.
  • Тетралогия. Книга 1: Малевич_УНОВИС : между/над опытом и рацио. — Витебск, 2019. — 128 с.
  • Тетралогия. Книга 2: Супрематический канон. — Витебск, 2019. — 76 с.
  • Тетралогия. Книга 3: Витебский УНОВИС. — Витебск, 2019. — 188 с.
  • Тетралогия. Книга 4: Малевич/ Метафизика : Белый супрематизм. — Витебск, 2019. — 114 с.
  • серия SACRUM : Рекорд/ Спартак. — Витебск, 2019. — 168 с.
  • серия SACRUM : «Несцерка» : спектакль/обряд (в соавторстве с Н. А. Бобрович и А. А. Малей). — Витебск, 2019. — 157 с.
  • серия #UNOVIS100: Направление движения (в соавторстве с А. А. Зименко). — Витебск, 2020. — 60 с.
  • серия #UNOVIS100: Пангеометрия города (в соавторстве с А. Э. Духовниковым).. — Витебск, 2020. — 275 с.
  • серия #UNOVIS100: Бог не скинут. — Витебск, 2020. — 69 с.
  • серия SACRUM : Витебск. Успенская улица. Комиссар Крылов. — Витебск, 2020. — 133 с.
  • УНОВИС: Утвердители нового искусства. — Минск, 2020. — 174 с.
  • серия #UNOVIS100: УНОВИС = Школа Малевича. — Витебск, 2021. — 60 с.
  • серия #UNOVIS100: Комитет по борьбе с безработицей — Витебск, 2021. — 60 с.
  • серия SACRUM : КВАДРАТ: Пространство действи. — Витебск, 2021. — 110 с.
Статьи
  • Теория и история культуры: учеб.-метод. комплекс для студентов исторического факультета специальности : 1-23 01 12 "Музейное дело и охрана историко-культурного наследия ". Направления специальности : 1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (культурное наследие и туризм)»; 1-23 01 12-03 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (музееведение)» / авт.-сост. Т. В. Котович. — Витебск : УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. — 266 с.
  • Театральное произведение : структуро- и формообразование / Т. В. Котович // Ученые записки УО «ВГУ им. П. М. Машерова» / редкол.: А. В. Русецкий [и др.]. — Витебск, 2002. — Т. 1. — С. 139—155.
  • «Шагал… Шагал», спектакль В. Барковского на фоне Витебска / Т. В. Котович // Малевич. Классический авангард. Витебск — 5: посвящается 115-летию со дня рождения Марка Шагала / под ред. Т. В. Котович. — Витебск, 2002. -С. 112—123.
  • Пространственно-временной континуум современного белорусского театра в творчестве ведущих режиссёров и сценографов / Т. В. Котович // Ученые записки УО «ВГУ им. П. М. Машерова» / редкол.: А. В. Русецкий [и др.]. — Витебск, 2004. — Т. 3. — С. 176—191.
  • Пространство и время как базовые категории структурообразования в театре / Т. В. Котович // Ученые записки УО «ВГУ им. П. М. Машерова» / редкол.: А. В. Русецкий [и др.]. — Витебск, 2005. — Т. 4. — С. 113—139.
  • Актор як структурний елемент театрального твору / Т. В. Котович // Містецтвознавство України: збірник наукових праць / Акад. мистецтв України, Ін-т проблем сучасного мистецтва АМУ. — Киів, 2005. — Вып. 5. — С. 154—161.
  • Коласовский спектакль «Несцерка»: хронотоп театрального произведения / Т. В. Котович, А. А. Малей // Ученые записки УО «ВГУ им. П. М. Машерова» / редкол.: А. В. Русецкий [и др.]. — Витебск, 2006. — Т. 5. — С. 148—169.
  • Компаративный анализ хронотопов классического и современного театра / Т. В. Котович // Ученые записки УО "ВГУ им. П. М. Машерова / редкол.: А. В. Русецкий [и др.]. — Витебск, 2007. — Т. 6. — С. 191—213.
  • Структура хронотопа театрального произведения / Т. В. Котович // Ученые записки УО «ВГУ им. П. М. Машерова» / редкол.: А. В. Русецкий [и др.]. — Витебск, 2008. — Т. 7. — С. 180—201.
  • Постановки поэм Якуба Коласа «Новая зямля» и «Сымон-музыка» на сценах Купаловского и Коласовского театров: поиски архетипов / Т. В. Котович // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі / рэд. А.І. Лакотка. — Мн., 2009. — Вып. 6. — С. 190—202.
  • Художественное пространство театральной культуры. — «Искусство и культура», № 4(8)/ 2012. — С. 93 — 106.
  • Модернистские театральные эксперименты К. Малевича — Пространство культуры. № 3/ 2012. — С. 220—228.
  • Технологии verbatim и язык сцены: особенности и специфика встречи — «Искусство и культура», № 1 (9)/2013. — С. 17 — 24.
  • I Международный театральный фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм «CHELoВЕК театра» в г. Челябинске — «Искусство и культура», № 2 (10)/ 2013. — С. 38 — 62.
  • Витебская художественная школа: концептуализация термина. — «Искусство и культура», № 4 (12)/ 2013. — С. 6 — 13.
  • Театр Шагала, Малевича: первая половина 1920-х. — Вести Института современных знаний. № 3/2012. — С. 108—112.
  • IV Международный фестиваль камерных театров и спектаклей малых форм «МолдФэст. Рампа. Ру»: от массовой культуры до рецептуализма / Искусство и культура. № 1 (5)/ 2012. — С. 22 — 34.
  • IV Лаборатория актуальной драматургии и режиссуры «Киновешалка» : эскизы, проекты, лабораторные поиски и эксперименты — «Искусство и культура», № 4 (16)Ъ 2014 — С. 72 — 87.