Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




19.02.2022


17.02.2022


16.02.2022


10.02.2022


31.01.2022





Яндекс.Метрика





Универсальная почтовая марка

23.03.2022

Универсальная почтовая марка (универсальная марка, или марка общего назначения) (нем. Freimarken) — почтовая марка, которой можно оплатить любое почтовое отправление в данной стране.

Универсальные марки, тогда просто почтовые марки, впервые появились в 1840 году. После этого события принципиально новые виды универсальных марок появлялись два раза: первый раз в 1871 году, второй раз в 1969 году. Универсальные почтовые марки, сумев отрастить две новые, имеют три «головы»: стандартную (нем. Dauermarken), коммеморативную (нем. Sondermarken) и автоматную (нем. Automatenmarken).

Временная универсальная марка — почтовая марка, выпущенная не как универсальная, но используемая как универсальная.


Место универсальных марок в общей классификации

Официальный уровень

Почтовые марки делятся на три группы:

1) официальные, или выпущенные почтой, которые были выпущены: а) центральной почтовой администрацией (ЦПА); б) местной почтовой администрацией (МПА) с разрешения ЦПА; 2) полуофициальные, или выпущенные с ведома почты, которые были выпущены: а) МПА без разрешения, но и без запрета ЦПА; б) частным юридическим или физическим лицом с разрешения ЦПА; 3) неофициальные, или выпущенные без ведома почты, или частных почт, которые: а) были выпущены частным юридическим или физическим лицом; б) при этом не имели разрешения ЦПА или прямо нарушали запрет ЦПА.

Это разделение почтовых марок на три группы представим в виде таблицы.

Официальные марки

Группа почтовых официальных марок делится на четыре подгруппы по признаку сферы обращения:

1) общего пользования, или универсальные, для оплаты общедоступных видов почтовых отправлений и услуг; 2) специального пользования, используемые ограниченным кругом лиц и учреждений; 3) временного пользования — провизории; 4) внутреннего пользования, используемые почтовыми учреждениями в служебных целях.

В свою очередь, группа почтовых официальных марок общего пользования делится на три подгруппы:

1) универсальные марки; 2) марки для различных видов отправлений и услуг; 3) марки для различных видов почты.

Дерево классификации почтовых марок

Классификацию почтовых марок, изложенную выше, представим в виде дерева. Получается дерево классификации сверху понятия «универсальная марка», начиная от самого верхнего понятия «почтовая марка».


Классификация универсальных марок

Стандартные марки

С 1840 года, то есть с выпуска первых почтовых марок в Великобритании, универсальные марки были синонимом стандартных. Никаких других универсальных марок до 1871 года не было.

Стандартные марки, или дефинитивы, — марки, которые выпущены:

1) массовым тиражом; 2) на длительный срок.

Стандартные марки противопоставляются специальным маркам, которые выпускаются по определённым поводам.

Стандартные марки классифицируют по территориальному признаку следующим образом:

1) для любых отправлений, другими словами, для почтовой связи как внутри страны, так и с заграницей; 2) для внутренних отправлений, другими словами, для почтовой связи только внутри страны; 3) для международных отправлений, другими словами, для почтовой связи только с заграницей; 4) локальные, другими словами, для почтовой связи внутри определённых территорий; 5) зональные, другими словами, для почтовой связи, ограниченной политическими или экономическими причинами.

Два разделения стандартных марок

Специальные, или коммеморативные, марки

С 1871 года понятие универсальных марок разделилось на две группы: стандартные и специальные (коммеморативные). В Перу была выпущена первая в мире коммеморативная марка.

На практике, например, в каталогах почтовых марок, универсальные марки могут быть разбиты на две отдельно описываемые группы:

1) стандартные марки (англ. definitives); 2) коммеморативные марки (англ. commemorative stamps; commemoratives),

как это сделано, например, в японских каталогах почтовых марок Японии «Сакура» и специализированном.

Не следует путать специальные (коммеморативные) марки как вид марок общего пользования с марками специального пользования.

Специальные, или событийные, или коммеморативные, марки — марки, выпуск которых состоялся в память какого-либо события или особого случая, или отмечает какой-либо примечательный факт, — в отличие от стандартных марок. Этот вид марок делится на три группы:

1) благотворительные марки — марки с доплатой к номиналу, не всегда напечатанной на марке; 2) памятные марки — это марки: а) событийные, выпущенные в связи с событиями; б) юбилейные, выпущенные в связи с годовщинами и юбилеями; в) траурные, в память видных государственных и общественных деятелей; 3) тематические марки — марки, не являющиеся первыми двумя типами коммеморативных марок. На них изображены растения, животные, пейзажи, архитектурные памятники , образцы техники и так далее.

Марки печатающих автоматов, или автоматные марки

В 1969 году во Франции впервые в мире была напечатана экспериментальная универсальная марка нового вида: автоматная. Эта марка показана на рисунке справа.

В августе 1976 года появились первые массовые автоматные марки: в Швейцарии были внедрены наклейки «Фрама». С этого времени автоматные марки выпускаются постоянно в разных странах. Но не следует путать их с продаваемыми автоматами обычными стандартными рулонными марками.

Марки печатающего автомата, или автоматные марки, или МПА, или АТМ — знаки почтовой оплаты, которые:

а) полностью или частично печатаемые автоматом непосредственно при покупке; б) могут быть использованы в любое время в любом месте страны.

По объёму печати этот вид марок естественным образом делится на две группы:

1) полностью печатаемые автоматом марки, которые печатаются автоматом полностью с рисунком и номиналом на бумаге соответствующего качества с клеевым слоем; 2) частично печатаемые автоматом марки, рисунок которых отпечатан ранее; автомат печатает только цифры номинала и, если необходимо, другие дополнительные знаки.

Дерево классификации универсальных марок

Классификацию универсальных марок, изложенную выше, представим в виде дерева. Получается дерево классификации понятия «универсальная марка».


Описание универсальных марок

Универсальная марка

Универсальная почтовая марка — самый распространённый вид почтовой марки, который:

1) позволяет оплатить любое почтовое отправление, облагаемое почтовым сбором; 2) удостоверяет произведённую оплату.

Почтовые администрации многих стран выпускают только универсальные марки для оплаты всех почтовых сборов.

Четыре первых универсальных марки, в том числе и первая марка «Чёрный пенни», были выпущены в 1840—1841 годах в Великобритании как вообще первые наклеиваемые официальные почтовые марки. Ниже находятся изображения этих четырёх марок.

Далее показаны изображения первых универсальных марок Российской Империи, РСФСР, СССР и России.

  • Первые четыре стандартные марки (Великобритания)
  • 1840-5-6 ( Mi #1; Sc #1; SG #2; Yt #1 )


  • 1840-5-6 ( Mi #2; Sc #2; SG #5; Yt #2 )


  • 1841-2-10 ( Mi #3; Sc #3; SG #8; Yt #3 )


  • 1841-3-13 ( Mi #4; Sc #4; SG #14; Yt #4 )


  • Первые универсальные марки Российской Империи, РСФСР, СССР и России
  • 1857-12-10 ( ЦФА [АО «Марка»] #1; Mi #1; Sc #1; SG #1; Yt #1 )


  • 1840-5-6 ( ЦФА [АО «Марка»] #1; Mi #149; Sc #149; SG #187; Yt #137 )


  • 1923-8-19 ( ЦФА [АО «Марка»] #91; Mi #224; Sc #242; SG #325; Yt #223 )


  • 1992-1-10 ( ЦФА [АО «Марка»] #1; Mi #220; Sc #6056; SG #6311; Yt #5915 )


Ограничения использования универсальных марок

Распространена такая организация почтовой деятельности, в которой использование универсальных марок ограничено. Существуют два фактора такого ограничения.

1. Выпуск специальных видов марок общего пользования, в области действия которых универсальные марки не используются:

1) марки для различных видов отправлений и услуг (газетные, денежных почтовых переводов, денежных почтовых поручений, заказные, посылочные, специальной доставки, спешной почты, страховые, телеграфные, телефонные, уведомления о вручении, фонопочты, ценных писем); 2) марки для различных видов почты (авиационные, автомобильные, вьючной почты, железнодорожные, катапультной почты, паромные, пневматической почты, подводной почты, ракетная, судовой почты, цеппелинной почты).

2. Область применения самих универсальных марок ограничена:

1) внутренней почтой: а) Ганновер 1850/1855; б) Турция 1876—1914; 2) международной почтой: а) Перу 1880/1886; б) Турция 1876—1914; 3) местной почтой: а) Перу 1873 — для Лимы; б) Россия 1863/1864 — для Петербурга, Москвы, Астрахани, Казани; в) Северогерманский почтовый союз 1868/1874 — для Гамбурга; 4) определённой валютной зоной: для зон и стран с валютой в грошах или в крейцерах: а) Германия 1872/1875; б) Северогерманский почтовый союз 1868/1872; в) Турн-и-Таксис 1852/1867.

Временные универсальные марки

Временная универсальная марка — почтовая марка, выпущенная не как универсальная, но которая временно используется как универсальная. Причинами появления временных универсальных марок являются:

  • отсутствие в данное время универсальных марок;
  • одновременно с этим наличие запаса изъятых из обращения марок других видов.

Временные универсальные марки появляются в результате следующих действий.

1. Главным образом временные универсальные марки возникают в результате надпечаток с соответствующим текстом, в основном из остатков тиражей марок:

1) обычно путём надпечатки марки новой страны превращаются марки страны-предшественницы: а) у оккупационных выпусков; б) при завоевании независимости колониями; 2) правительство Турции в Анкаре в 1920 и 1922 годах по причине отсутствия универсальных марок как собственных новых, так и прежней Османской империи, пригодных для надпечаток, сделало временные универсальные марки из всевозможных налоговых и гербовых марок, напечатав на них текст «Османская почта 1920».

2. Не считая местных выпусков, в качестве временных универсальных марок некоторые страны издавали наклейки с наборным текстом:

1) Габон 1889; 2) Ниёве Републик 1886; 3) Уганда 1895/1897 — Угандийские каури.
  • Временные универсальные марки — наклейки с наборным текстом
  • Габон 1889 ( Mi #15; Sc #15; SG #15; Yt #15 )


  • Ниёве Републик 1886 ( Mi #10; Sc #10; SG #86; Yt #11 )


  • Уганда 1895 — Угандийские каури ( Mi #8; Sc #5; SG #?; Yt #10 )


3. Без каких-либо обозначений временными универсальными марками служили:

1) служебные марки, например, Эфиопия 1931; 2) посылочные марки, например, Берег Слоновой Кости 1903; 3) сберегательные марки, например, Россия и РСФСР 1918/1920; 4) контрольные марки, например, РСФСР 1920; 5) гербовые марки, например: а) Австро-Венгрия 1854/1857; б) Великобритания 1881/1884; в) Испания 1882—1908; г) Россия 1917; д) Боливия 1870/1893; е) Гватемала 1872, 1894; ж) Коста-Рика 1884/1889; 6) телеграфные марки, например: а) Испания 1879; б) Чили 1891; 7) марки дополнительного сбора, например, Бразилия 1953.

4. Также в качестве временных универсальных марок отчасти могут рассматриваться разрезанные почтовые марки.

  • Разрезанные марки, прошедшие почту
  • Конверт Сонора, Калифорния, США, 1852-1-12, с половиной марки США, 1951-7-1 ( Mi #7; Sc #17; SG #19; Yt #8 )


  • Конверт Ногалес, Сонора, Мексика, 1914-7-9, с половиной марки Мексики, 1914 ( Mi #387; Sc #358; SG #CT5; Yt #254 )