Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Векшин, Георгий Викторович

Георгий Викторович Векшин (род. 16 марта 1959, Таллин) — российский лингвист, доктор филологических наук (2006).

Биография

Выпускник историко-филологического факультета, аспирантуры и докторантуры РУДН. Учился у проф. Л. А. Новикова, проф. Г. П. Мельникова, проф. Л. Г. Зубковой, доц. М. Н. Правдина, проф. Г. М. Габучана.

Кандидатская диссертация посвящена эстетике звуковой организации стиха (1987). Докторская диссертация — «Фоностилистика текста: Звуковой повтор в перспективе смыслообразования» (2006). Преподавательскую деятельность начинал на кафедре русского языка ГИТИСа, приглашался с курсами лекций в другие вузы в России и за рубежом.

C 1987 г. преподает на кафедре русского языка и стилистики, кафедре русского языка и истории литературы Московского полиграфического института (позднее - МГУП им. Ивана Федорова, Московский Политех). Основные курсы: «Практическая и функциональная стилистика русского языка», «Теория текста», «Современный русский язык», «Семиотика и основы словесного искусства», «Теория литературы» и др.

Автор монографий «Очерк фоностилистики текста: Звуковой повтор в перспективе смыслообразования» (2006), «Основы стилистической семантики» (2017) и более 100 научных работ и учебных пособий по теории языка, стилистике, лингвистической поэтике, стиховедению. Участник многих филологических конференций и симпозиумов в России и за рубежом. Организатор «Бриковских чтений» (Москва, 2010, 2013), конференции "Литературный трансфер и поэтика перевода" и др. Автор концепций и руководитель научных проектов («Видеотекст», «Живой стилистический словарь русского языка» , «Фонотекст» и др.).

Руководитель и вдохновитель творческой мастерской «Полиграфомания» при МГУП имени Ивана Фёдорова (сейчас - Московский политехнический университет).

Сочинения

  • Очерк фоностилистики текста: Звуковой повтор в перспективе смыслообразования:. — М., 2006. — 462 с.
  • К проблеме суперсегментной организации стиха: Лингвоэстетический аспект // Вопросы языкознания. — М., 1989, — N 6. — С. 64-77.
  • Языки общения и функциональные стили (в их отношении к тексту) // Слово и контекст: Филологический сборник к 75-летию Н. С. Валгиной. — М., МГУП, 2002.- С.35-67.
  • К фоностилистике порождения текста (Стихотворения А. Пушкина) // Филологические науки, 2005. — № 6. — С. 22-31.
  • Метафония в звуковом повторе (к поэтической морфологии слова) // Новое литературное обозрение. № 90, 2008. — С. 229—250.
  • Когда приступим к подсчётам? (К дискуссии о формах и функциях звукового повтора и методах его изучения) // Новое литературное обозрение. № 90, 2008. — С. 268—277.
  • Жанр и функциональный стиль: языковое и речевое (о некоторых двусмысленностях в функциональной стилистике) // Жанры речи. Вып.6: Жанр и язык. — Саратов, СГУ, 2009.
  • Метатония (акцентный сдвиг) в системе фоностилистических приемов текста // Лингвистика креатива: Коллект. монография / Отв. ред. Т.А.Гридина – Екатеринбург, 2009. – С.194 – 215.
  • Взгляды О. М. Брика на звуковой повтор и фоносиллабика стихотворного текста (недоступная ссылка) // Поэтика и фоностилистика: Бриковский сборник. Выпуск 1 : Материалы международной научной конференции «I-е Бриковские чтения: Поэтика и фоностилистика» (Московский государственный университет печати, Москва, 10-12 февраля 2010 года) / Отв. ред. Г. В. Векшин. — М. : МГУП, 2010. — С.129-152.
  • Омонимия и повтор (к систематике системных отношений в языке) // Функциональная семантика: К 80-летию профессора Л. А. Новикова: Коллективн. монография. — М.: РУДН, 2011. — С. 44-59.
  • К фонотактике анаграммы и смежных явлений (о формальных условиях звуковой импликации) // Текст и подтекст: Поэтика эксплицитного и имплицитного: Мат-лы Междунар. конф. (ИРЯ им. В. В. Виноградова РАН, 20-22 мая 2010 г.. — М.: Издат. центр «Азбуковник», 2011.- С. 136—145.
  • Метатезис в детской речи и строение звукового повтора // Методология и практика русского формализма: Бриковский сборник. Выпуск II : Материалы международной научной конференции «II Бриковские чтения: Методология и практика русского формализма» (Московский государственный университет печати, Москва, 20-23 марта 2014 года) / отв. ред. Г. В. Векшин. — М. : Азбуковник, 2014. — С. 177—180.
  • Технология мультимедийного представления процесса создания текста (проект «Видеотекст») // Диалог: Междунар. конф. по компьют. лингвистике: Материалы. – М., 2015.
  • «Ходы» Осипа Брика // Формальный метод : Антология русского модернизма: В 3 тт. / Сост. С. Ушакин. – М. – Екатеринбург, 2016. – T. 3. – С.775-782.
  • Звуковая форма «Медного всадника» – по версии Н.А.Кожевниковой и на выходе программы Phonotext // Язык художественной литературы: традиционные и современные методы исследования. Сб. науч. статей по материалам международной конференции памяти Н. А. Кожевниковой / РАН, Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - М.: Издательский центр «Азбуковник», 2016. – С.776-792.
  • Основы стилистической семантики: учебное пособие / Г. В. Векшин, С. А. Гейченко. - Москва : МИРЭА, 2017. - 127 с.
  • The Videotext Project: Solutions for the New Age of Digital Genetic Reading // Advances in Digital Scholarly Editing : Papers pres. at the DiXiT conferences in The Hague, Cologne, and Antwerp / Ed. by Peter Boot, Anna Cappellotto, et al. – Leiden: Sidestone Press, 2017. - pp. 219–222. (В соавт. с Е.В. Хомяковой )
  • «Шотландская песня» А.С. Пушкина: поэтика переложения // Литературный трансфер и поэтика перевода : Сб. науч. статей = Transfer Literacki i Poetyka Przekładu : Zbiór artykułów naukowych / отв. ред. Г.В. Векшин, М. Понкчинский. — М.: Изд. центр "Азбуковник", 2017. — С.28-55.
  • Фоносиллабема – элементарная операциональная единица творческой языковой способности (поэзия, детская речь, языковая игра) // Лингвистика креатива-4: Коллект. монография / под общей ред. Т.А. Гридиной. – Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2018. – С. 49-74.
  • Функционально-семиотическая модель книги Архивная копия от 23 декабря 2018 на Wayback Machine // Книга в современном мире: проблемы рецепции. – Воронеж: ВГУ, 2018. – С. 31-49.
  • Some Characteristics of Sound Patterns in English Verse, in: Quantitative Approaches to Versification / Petr Plecháč, Barry P. Scherr et al. (eds.). Praha: Institute of Czech Literature of the Czech Academy of Sciences, 2019. pp. 11–22.( В соавт. с О. Бараш.)
  • Семантика поэтизма и стихотворческий дискурс (из опыта работы над «Живым стилистическим словарем русского языка» // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019, № 4. С.33-43. ( В соавт. с М. М. Лемешевой.)
  • Неканоническая пунктуация рукописей А.С. Пушкина. I. // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Litteraria Polonica 4(55) 2019. S. 65-84.
  • Автоматическое выявление звуковых повторов в стихе: реализация силлабоцентрического подхода в программе Phonotext // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2021. Т. 12. No 3. С. 597—618. doi: 10.22363/2313-2299-2021-12-3-597-618. (В соавт. с М.Н. Герцевым и Я.Е. Лоскотом)