Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Бой кабельного судна «Пластун»

Бой кабельного судна «Пластун» 26 июня 1950 года — морской бой между советским кабельным судном «Пластун» 5-го ВМФ СССР и отрядом кораблей Южной Кореи в Корейском проливе.

Кабельное судно «Пластун»

Кабельное судно «Пластун» построено в 1929—1931 годах как рыболовный траулер. Принято в эксплуатацию в 1931 году и работало по назначению в тресте «Главдальвостокрыбпром». В 1933 году передано в состав Морских сил Дальнего Востока (с 1935 года — Тихоокеанский флот) и переоборудовано в тральщик. В 1944 году получил наименование «Т-11». В апреле 1945 года корабль был переоборудован в кабельное судно и получил наименование «Пластун».

Водоизмещение 1306 тн, мощность энергетической установки 673 л.с., скорость 9,7 узлов. Вооружение 2 45-мм артиллерийских орудия, 3 7,62 мм пулемёта. Был приписан к главной базе флота Владивосток, входил в отряд кораблей отдела связи 5-го ВМФ. Командир корабля капитан-лейтенант Колесников Ф. В.

События

Вечером 23 июня 1950 года корабль вышел из Владивостока в советскую военно-морскую базу Порт-Артур, имея на борту имущество связи, груз лесоматериалов и 12 пассажиров. На рассвете 25 июня 1950 года начались боевые действия Корейской войны между армиями КНДР и Южной Кореи. «Пластун» продолжал рейс, проложенный по нейтральным водам.

Примерно в 21 час 30 минут 25 июня 1950 года (корабль в том момент находился в Корейском проливе) к кораблю со стороны корейского берега приблизилось неустановленное судно, осветившее «Пластун» прожектором и потребовавшее его остановки, через 15 минут с кормы к кораблю подошли ещё 3 корабля. «Пластун» в этот момент находился в 12,5 милях от побережья, на запрос не отвечал и приказ об остановке не выполнял. Около 3 часов все корабли следовали параллельными курсами.

Около 0 часов 15 минут ночи один из кораблей зашёл с левого борта и без предупреждения открыл артиллерийской огонь с дистанции около 5 кабельтовых, выпустив 3 снаряда (попаданий не было). Только тогда командир «Пластуна» передал световым семафором данные о принадлежности корабля и о наличии пассажиров на борту, при этом продолжая следовать своим курсом.

Однако сразу после этого один из преследовавших его кораблей — позднее идентифицированный как патрульный корабль РС-701 «Пэктусан» ВМС Южной Кореи — увеличил ход, сблизился на дистанцию до 1 кабельтова и открыл огонь, ещё 2 корабля обстреливали «Пластун» из крупнокалиберных пулемётов. Экипаж «Пластуна» ответного огня не открывал.

В 1 час 15 минут ночи один из снарядов разорвался на мостике «Пластуна», был смертельно ранен его командир, получили ранения помощник командира старший лейтенант М. М. Ковалёв, рулевой и сигнальщик. Принявший командование на себя Ковалёв приказал открыть ответный огонь. Выпущено 12 снарядов, по докладам экипажа, наблюдались попадания в корпус РС-701. Корейская сторона подтвердила факт полученных «Пэктусаном» повреждений, в его экипаже имелось 2 погибших и 2 раненых. Также вёлся огонь из корабельных пулемётов. Примерно через 5 минут южнокорейские корабли прекратили огонь и ушли в сторону побережья. Наименования трёх кораблей установить не удалось.

В ходе боя по «Пластуну» выпущено свыше 60 снарядов, в корпус и надстройки зафиксировано несколько попаданий. Погибли 3 члена экипажа (командир корабля Колесников Ф. В., связист матрос Туркин В. А., машинист трюмный старшина 2-й статьи Еремеев К. С.). Ранения получили 11 (по другим публикациям 9) человек, из них 4 – тяжелые.

Доложив об инциденте в штаб флота, «Пластун» согласно полученному приказу лёг на обратный курс и 28 июня вернулся во Владивосток. Для встречи "Пластуна" из Владивостока был выслан отряд эсминцев, встретивших сильно поврежденный корабль и оказавших помощь в его проводке до базы.

Погибшие моряки были похоронены в братской могиле на Морском кладбище во Владивостоке.

За проявленные в ходе боя мужество и отвагу, командир Владивостокского района СниС 5 ВМФ представил к наградам 32 члена экипажа и пассажира, его поддержали начальник связи 5-го ВМФ капитан 1-го ранга Бледнев и командующий 5-м ВМФ контр-адмирал Н. Г. Кузнецов. Однако военно-морской министр адмирал И. С. Юмашев отказался вносить документы на награждение в Верховный Совет СССР.

В СССР информация об этом бое никогда не публиковалась. В Южной Корее, напротив, об этом бое в то время широко сообщалось в СМИ, а причиной атаки советского корабля называлось наличие на его борту подразделения армии КНДР, которое следовало для высадки морского десанта на территорию Южной Кореи. Соответственно, в ходе морского боя южнокорейские корабли якобы отразили эту попытку. Никакого документального подтверждения этой версии за истекшие десятилетия не публиковалось По другим публикациям, противником РС-701 «Пэктусан» был якобы северокорейский вооружённый пароход, на борту которого было до 600 солдат, и даже «известен» полк, к которому они принадлежали — 766-й пехотный полк армии КНДР; в бою «пароход был потоплен и все находившиеся на его борту погибли».