Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





ТВ3-117


ТВ3-117 (читается «тэ-вэ-три — сто семнадцать») — семейство авиационных турбовальных двигателей. С момента создания было выпущено более 25 000 двигателей ТВ3-117 различных модификаций, общая наработка которых составляет более 16 млн часов. Один из самых надёжных авиационных двигателей в мире.

История

Разработаны в 1965—1972 годах в ОКБ имени В. Я. Климова (Ленинград) под руководством С. П. Изотова и С. В. Люневича. Выпускается серийно с 1972 года на ЗПОМ «Моторостроитель» (ныне ПАО «Мотор Сич», г. Запорожье, Украина).

После распада СССР производство вертолётов осталось в России, а производство двигателей к ним на Украине. Поставки двигателей для гражданской вертолётной промышленности России велись по долгосрочным контрактам.

В России

В 1999—2001 годах на ОАО «Климов» велась разработка модификации двигателя ВК-2500. В начале 2000-х годов Россия предпринимала попытки купить украинское двигателестроение, но получила отказ. После этого в России приняли решение о создании собственного полностью независимого производства вертолётных двигателей на базе ОАО «Климов». Локализацию начали со сборки двигателей с применением украинских комплектующих. В 2009 году на ОАО «Климов» с использованием украинских комплектующих было собрано около 100 двигателей, в 2010 году — 198, в 2011 году — более 260. В 2011 году полностью локализована версия двигателя ВК-2500, а в 2012 году были закончены его испытания. В кооперацию по полной локализации двигателя вошли НПЦ газотурбостроения «Салют», Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышёва и Уфимское моторостроительное производственное объединение. В 2011 году в Санкт-Петербурге был заложен новый авиадвигательный завод — конструкторско-производственный комплекс «Петербургские моторы». В 2014 году сдана первая очередь нового завода. В этом же году были собраны первые 10 двигателей полностью из российских комплектующих. В 2015 году — 30. В 2016 году — 60 штук. В 2017 году — 100 штук. В 2019 году — 230.

На Украине

19 мая 2010 года прошли лётные испытания новой модификации двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1В на вертолёте Ми-8МТВ в Конотопе. ТВЗ-117ВМА-СБМ1В создан на основе ТВЗ-117 на украинском предприятием «Мотор Сич». С этим двигателем установлен мировой рекорд, когда вертолёт за 13 минут поднялся на высоту в 8100 метров, при этом максимальная мощность двигателя в 2000 л. с. поддерживалась в течение 30 минут. Показанные характеристики позволят уверенно летать в горах на самых предельных высотах. Ранее в ходе испытаний боевого Ми-24 с такими же двигателями была зафиксирована рекордная для вертолётов скороподъёмность — на высоту 5000 метров вертолёт поднялся всего за девять минут. 15 августа 2013 года установлен рекорд по поднятию вертолёта на предельную высоту полёта вертолётом Ми-8МСБ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е, который поднялся на высоту 9150 метров. Он прошёл полный цикл государственных испытаний и получил международный сертификат типа СТ267-АМД. Данный двигатель отвечает самым жёстким международным требованиям, безотказен в условиях высокогорья, а значит разреженности воздуха, и перепадов высоких-низких температур.

Конструкция

ТВ3-117

  • пылезащитное устройство
  • осевой 12-ступенчатый компрессор с регулируемым входным направляющим аппаратом и направляющими аппаратами первых четырёх ступеней
  • кольцевая прямоточная камера сгорания
  • осевая 2-ступенчатая турбина компрессора
  • осевая 2-ступенчатая свободная турбина для отбора мощности

Технические характеристики

Модификации

ТВ3-117
  • ТВ3-117 0-й серии — лидерная партия из 60 двигателей для Ми-24А (1972 г.)
  • ТВ3-117 1-й серии — партия порядка 200 двигателей для Ми-24А.
  • ТВ3-117 2-й серии — партия порядка 2000 двигателей.
  • ТВ3-117 3-й серии — одна из самых массовых серий. Серийный выпуск с 1977 г.
ТВ3-117М
  • ТВ3-117М («М» — морской) модификация для Ми-14 со специальными мероприятиями для эксплуатации на море. Серийно выпускается с 1976 года.
ТВ3-117МТ
  • ТВ3-117МТ («МТ» — модернизированный, транспортный) — модификация для вертолётов Ми-8МТ/Ми-17 и их модификаций. Серийный выпуск с 1977 года.
ТВ3-117КМ
  • ТВ3-117КМ («КМ» — камовский, морской) — модификация для вертолётов Ка-27/Ка-28.
ТВ3-117В
  • ТВ3-117В («В» — высотный) — модификация для вертолётов Ми-24, эксплуатируемых в горных районах (разработана по опыту войны в Афганистане); взлётная мощность поддерживается до высоты 3600 м. Серийный выпуск с 1980 года. Разработан на ЗПОМ «Моторостроитель» ныне ОАО «Мотор Сич», г. Запорожье, главный конструктор Красников А. С.
ТВ3-117ВК
  • ТВ3-117ВК («ВК» — Высотный корректор) — аналогичен ТВ3-117В, но для вертолётов Ка-27, Ка-29 и Ка-32. Серийный выпуск с 1985 года. На экспорт вертолёты Ка-28 выпускались с двигателями ТВ3-117ВКР (литера «Р» — режимный) с увеличенными мощностями на номинальном и крейсерском режимах.
ТВ3-117ВМ
  • ТВ3-117ВМ («ВМ» — высотный, модернизированный) — модификация, разработанная для Ми-28, устанавливалась на вертолёты Ми-8МТ/Ми-17. Отличается введением автоматического чрезвычайного режима. Имеет Сертификаты типа АР МАК, Индии и КНР. Серийный выпуск с 1986 года. Максимальная мощность в 2000 л. с. поддерживается до высоты в 3600 м над уровнем моря
    • ТВ3-117ВМ серии 02 — модификация для гражданских вертолётов Ми-8МТ/Ми-17. Имеет Сертификаты типа АР МАК, Индии и КНР. Серийный выпуск с 1993 года.
ТВ3-117ВМА
  • ТВ3-117ВМА («ВМА» — высотный, модернизированный, модификация «А») — двигатель, разработанный для боевого вертолёта Ка-50. В настоящее время устанавливается на вертолёты Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ми-24, Ми-28А/Н, Ка-32. Имеет Сертификаты типа АР МАК и Транспорта Канады. Серийный выпуск с 1986 года. Для экспорта Ка-28 применяется модификация ТВ3-117ВМАР (литера «Р» — режимный) с номинальным и крейсерским режимами, аналогичными ТВ3-117ВКР.
    • ТВ3-117ВМА серии 02 — модификация для гражданских вертолётов Ка-32. Имеет Сертификаты типа АР МАК, Транспорта Канады и Швейцарии. Серийный выпуск с 1993 года.
ТВ3-117ВМА-СБМ1
  • Турбовинтовой двигатель для региональных самолётов Ан-140.
ТР3-117
  • Турбореактивный двигатель для беспилотных разведчиков ОКБ Туполева «Рейс» («Рейс-Д»).
ВК-2500
  • Двигатель ВК-2500 является модификацией повышенной мощности широко известного двигателя ТВ3-117ВМА.
  • Создан в 2001 году
  • Чрезвычайный режим 2700 л. с.
  • Ресурс
    • Межремонтный 2000—3000 часов
    • Назначенный 6000—9000 часов
ВК-2500П
  • Модернизация двигателя ВК-2500. Увеличен ресурс до первого капитального ремонта, повышена мощность на взлётном и чрезвычайном режимах, установлена новейшая система автоматического управления.
ВК-1500
  • В 1998—1999 годах на базе двигателей ТВ3-117ВМА и ВК-2500 создан турбовинтовой двигатель ВК-1500 (ВК-1500С) мощностью 1500 л. с. для установки на самолёты Ан-3, Бе-32 и другие. На базе ВК-1500 спроектирован турбовальный двигатель ВК-1500В для установки на вертолёты Ка-60, Ка-62 и другие.

Носители

  • ТВ3-117В — Ми-24В
  • ТВ3-117ВК — Ка-27, Ка-31, Ка-32 (T,С)
  • ТВ3-117ВКР — Ка-28
  • ТВ3-117ВМ — Ми-8МТ (Ми-17)
  • ТВ3-117ВМ-02 — Ми-8МТ (Ми-17)
  • ТВ3-117ВМА — Ми-28, Ми-35М, Ка-27, Ка-32 (А), Ка-50, Ка-52
  • ТВ3-117ВМА-02 — Ка-32 (A-11BC)
  • ТВ3-117ВМА-СБМ1 — Ан-140
  • ТВ3-117ВМА-СБМ1В — вертолёты типа Ми-8 и вертолёты типа Ми-24
  • ТВ3-117ВМАР — Ка-28
  • ТВ3-117М — Ми-14