Рондель (фр. rondelle «круглый») — диск, закреплявшийся на латном наплечнике и прикрывающий подмышку спереди. Первоначально возник предположительно на миланских доспехах, изготовлявшихся на экспорт. В частности, в церкви Санта Мария делла Грация в Мантуе, среди изображений доспехов, пожертвованных церкви в разное время, есть изображение доспеха, наплечники которого украшены ронделями. Такие же рондели украшают доспех alla Francese (французского фасона) Фридриха I, палатина Рейна, изготовленный миланскими мастерами в 1451 году.
Ронделем также называется стальной диск на ножке на затылке у итальянских арметов, служащий для защиты ремня, держащего подбородник, от перерубания. Такой шлем так и назывался — армет с ронделем.
Надгробный камень Вильгельма фон Бибра из церкви Святой Анастасии в Вероне. 1490 г.В дальнейшем рондели стали неотъемлемой частью готического доспеха. Диск ронделя крепился к наплечникам и защищал подмышки владельца от уколов или попаданий стрел. Удобство его использования состояло в том, что когда тяжёлый кавалерист шёл в атаку, то рондель не мешал разместить копьё на упоре: он просто сдвигался в сторону, а потом в ходе рукопашного боя возвращался на место, не оставляя руку уязвимой. Если в ранней готике диски делались просто плоскими, то в более поздних образцах диск, как и весь доспех, ковался фигурной формы и украшался, в том числе насечкой и гравировкой.
Причиной широкого использования ронделей в готических доспехах, очевидно, служит то, что в таких доспехах наплечники ковались симметричными — в отличие от миланских доспехов, где левое плечо было предназначено для защиты в турнире и ковалось более массивным именно с учётом того, что оно будет замещать собой щит. Использование ронделя для защиты правой подмышки — где иную защиту разместить конструктивно было невозможно — привело к тому, что симметричный правому диск появился и на левом наплечнике.
Доспех Максимилиана I, императора Священной римской империи. Мастер Лоренц Кольман. Нюрнберг, 1475 г. Илл. из книги В. Бехайма.Впоследствии ронделями также украшались наплечники в составе полных доспехов XVI века. При этом на портрете Козимо I Медичи в доспехе на ронделях (как и на наплечниках) виден подбой красной кожей — делалось это для того, чтобы детали доспехов не лязгали друг об друга при движении.